Юнона и Авось. Алексей Рыбников, либретто Андрея Вознесенского

Меню:
Люди настоящего и прошлого:
  Резанов Николай Петрович
  Марк Захаров
  Алексей Рыбников


В основе сюжета...

Пресса о "Юноне и Авось"

История жизни оперы

Музыка

ЗначокНота свидетельствует о наличии звукового файласвидетельствует о наличии звукового файла, а значок этот значок говорит о том, что есть слова о наличии слов к данной дорожке.
Все звуковые файлы записаны в качественном звуковом формате MP3.

1. Пролог..4.39 lib/juno01.txtlib/juno01.mp3
2. Отпевание..2.37lib/juno02.mp3
3. Романс "Я тебя никогда не забуду"..2.45 lib/juno03.txtlib/juno03.mp3 - 2,9Mb
4. Ария Резанова "Душой я бешено устал"..5.23lib/juno04.txtlib/juno04.mp3
5. Сцена в церкви, молитва..3.00lib/juno05.mp3 - 3,4Mb
6. Ария Пресвятой Девы..3.14lib/juno06.mp3
7. Песня моряков "Авось"..4.16lib/juno07.txtlib/juno07.mp3 - 4,9Mb
8. Плавание..2.51lib/juno08.mp3
9. Прибытие в Америку..1.12lib/juno09.mp3
10. Сцена на балу..1.32lib/juno10.mp3
11. Белый шиповник..3.21lib/juno11.txtlib/juno11.mp3 - 3 Mb
12. Ночь в спальне Кончиты..1.42lib/juno12.mp3
13. Ария Резанова "Ангел, стань человеком"..4.35lib/juno13.mp3 - 3,8 Mb
14. Дуэль с Федерико..2.47lib/juno14.mp3 - 3,8 Mb
15. Помолвка..3.55lib/juno15.mp3 - 4,48 Mb
16. Монолог Резанова "Принесите мне карты открытий"..2.01lib/juno16.txtlib/juno16.mp3 - 1.7 Mb
17. Хор и сцена "Воздайте Господу..."..6.18
18. Сцена в келье. Ожидание Кончиты..4.09
19. Финал..3.34
20. Эпилог "Аллилуя"..5.28lib/juno20.txt

Общее время звучания..69.28


к меню Историческая справка

  "Юнона и Авось" - это рок-опера, написанная Алексеем Рыбниковым и Андреем Вознесенским в 1978-1979 гг.
  В 1980 году на "Фирме Мелодия" была записана фонограмма для двойного альбома оперы.
  Первое публичное прослушивание записи оперы состоялось 9 декабря 1980 года в Церкви Покрова в Филях в Москве. По соображениям политической цензуры издание оперы было запрещено.
  В 1981 году "Юнона и Авось" была впервые поставлена на сцене московского театра "Ленком" режиссером Марком Захаровым.
  В 1983 году "Фирмой Млодия" был издан двойной альбом с записью оперы.
  С 1983 по 1993 годы знаменитый французский дизайнер Пьер Карден представил "Юнону и Авось" на самых известных площадках Европы и Америки, в том числе в Париже, Амстердаме, Гамбурге, Афинах, Нью-Йорке. В1983 году TV Великобритании сняло телевизионный фильм-спектакль "Юнона и Авось".
  В эти же годы "Юнона и Авось" ставится многими театрами России, Польши, Венгрии, Германии и других стран.
  В 1994 году постановка оперы осуществлена в Сеуле (Ю.Корея).
  В 1996 году опера представлена театром "Ленком" в Иерусалиме (Израиль).

  


к менюСюжет оперы (либретто)

  В основе сожета оперы - судьба русского графа, камергера Николая Петровича Резанова, отправившегося в 1806 году на парусниках "Юнона" и "Авось" к берегам Калифорнии.
  Духовная удушливость, невыносимость существования в России заставляют Резанова искать новых земель для осуществления вечной мечты о свободной стране для русских людей. Он, однако, понимает утопичность сових замыслов, понимает, что трудности на его пути непреодолимы. Но даже наличие самого минимального шанса на удачу, вера в авось, заставляет Резанова подавать одно прошение за другим с просьбой разрешить ему путешествие в Калифорнию.
  Отказы сломили его волю. В безмерной тоске и отчаянии молится Резанов Богоматери. В молитве признаётся он в своём самом сокровенном и пугаюшем его чустве - любви к Богоматере как к женщине. Это болезненное наваждение всецело охватывает его. На вершине своего экстатического состояния Резанов слышит неземной голос, благословляющий его. Вслед за этим, как эхо божественного сияния, осущетвляется его мечта на яву - он получает разрешение на путешествие, более того, высочайше на него возлогается важная государственная миссия.
  После тяжелейшего пути через тихий океан Резанов вступает в контакт с испанскими монахами-францисканцами, с губернатором Сан-Франциско Хосэ Дарио Аргуэльо. Будучи приглашённым на приём к губернатору, Резанов знакомится с его дочерью - шестнадцатилетней Консепсией де Аргуельо. На балу жених Кончиты Федерико поёт сонет о печальной судьбе двух влюблённых, а Резанову видится в Кончите земное воплощение мучающей его сверхестественной страсти.
  Ночью в саду Резанов слышит разговор Кончиты и Федерико об их предстоящей помолвке, но сам уже не может справится с охватившим его чувством. Проникнув в спальню к Кончите, он сначала умоляет её о любви, а потом, несмотря на всё отчаяние Кончиты, овладевает ею... И вновь слышится печальный, тихий неземной голос. В душе Кончиты в этот момент зарождается любовь, а в душе Резанова остаются только отчаяние и горечь.
  Счасливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Скандал, вызванный его поступком, заставляет жениха кончиты вызвать Резанова на дуель, где Федерико погибает. Скандал, вызванный поступками Резанова заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско.
В своём письме к Румянцеву Резанов пишет, что его мечты о просветлении душ человеческих в новых русских колониях разбились в прах, и он мечтает об одном: вернуть корабли и моряков в Россию.
  Совершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. А Кончита остаётся верной совей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать лет, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря в Сан-Франциско оканчивает свои дни.
  Светлым гимном "Аллилуя любви" звучит финал оперы.               

к менюАлексей Рыбников

РыбниковАлексей Львович Рыбников родился 17 июля 1945 года в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе для одаренных детей. В 1967 году с отличием окончил Московскую консерваторию имени П.И.Чайковского (по классу композиции), где его наставником был Арам Хачатурян. Затем, в 1967-1969 годах, Алексей Рыбников учился в аспирантуре консерватории, а до 1975 года преподавал там же на кафедре композиции. В 1962-72 годах им созданы симфонические и камерные произведения, в том числе 2 симфонии, 3 инструментальных концерта, 3 сонаты для фортепиано, романсы… С 1968 года композитор с успехом работал для кино. В первой половине 1973 года были проданы сотни тысяч его пластинок с музыкой к фильму "Большое космическое путешествие". За тридцать лет Алексей Рыбников написал музыку более чем к ста кинофильмам , среди них - "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", "Звездный мальчик", "Тот самый Мюнхгаузен", "Остров сокровищ", "Вам и не снилось", "Сказки Старого Арбата", "Через тернии к звездам", "Русь изначальная". Общий тираж пластинок с записями музыки композитора составил более десяти миллионов экземпляров. В 1976 году в Московском театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера мюзикла "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", музыку к которому написал Рыбников. Постановка выдержала в течение девятнадцати лет более тысячи представлений, а двойной альбом с записью этого произведения разошелся двухмиллионным тиражом. Огромный успех выпал на долю рок-оперы Рыбникова "`Юнона` и `Авось`", написанной в 1979 году по поэме Андрея Вознесенского и поставленной режиссером Марком Захаровым в том же Московском театре "Ленком" в 1981 году. С неизменным аншлагом спектакль идет до сих пор. Двойной альбом с записью рок-оперы был удостоен "Золотого диска" фирмы "Мелодия". В 1992 году состоялась премьера оперы-мистерии "Литургия оглашенных". На концерте в Лужниках в сентябре 1997 года была исполнена "Ода на 850-летие Москвы", сочиненная композитором на стихи поэтов П.Вяземского, Н.Языкова и Ю.Энтина В том же году Алексей Рыбников написал балет "Ночная песнь".
"Я умираю от простой хворобы
На полдороге к истине и чуду,
На полдороге, победив почти.
С престолами шутил,
А умер от простуды..."

отрывок из арии Резанова


к менюРезанов Николай ПетровичПодробнее о Резанове (1764-1807) - выдающийся русский путешевственник и государственный деятель, один из учредителей Российско-Американской торговой кампании. Присходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии. Служил поручиком лейб-гвардии Измайловского полка, позднее занимал должность обер-секретаря гражданского департамента и управляюшего главного правления Российско-Американской кампании. В 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию на кораблях "Юнона" и "Авось", где содействовал установлению торговых отношений между Россией и испанскими колонистами в Америке. В пути восстановил российский флаг на Курильских островах, который был варварски уничтожен японскими рыбаками. На обратном пути умер в Красноярске от горячки.

к менюОтзывы в прессе

  Москва, 10 июля 1981 года. "Мюзикл, сочетающий западный рок, страстные танцы, русские церковные песнопения, русско-американскую любовную историю создаёт впечатление, что он сделан на заказ, чтобы блюстители советской культуры откликнулись на него: "Нет!"
   Спектакль "Авось" именно такой, но его премьера всё же состоялась на истёкшей неделе в Театре им.Ленинского комсомола. Находившийся в работе четыре года, изысканный причудливый синтез взращённых на родной почве и привнесённых из вне тем и форм, он обозначен как первый для советской сцены, где вообще рок-оперы довольно новое и редкое явление.
   Сочетание религии, полуприкрытых намёков на политику и откровенного признания западного рока. Неудивительно, что у этой постановки был долгий и тернистый путь. Альбом, записанный год назад советской фирмой "Мелодия", ещё не был выпущен, директор музея, где прозвучала запись оперы, была на грани увольнения, а изначальная дата премьеры откладывалась с апреля".
Серж Шмеман
New York Times (July 11,1981)

  "Шум, пробивавшийся сквозь стены и перекрытия тетра им.Ленинского комсомола, был достаточно громок, чтобы разбудить основателя Советского государства в его Кремлёвском мавзолее. После почти трёхнедельных препирательств с советскими официальными инстанциями хард-рок триумфально захватил ленкомовские подмостки. Это произошло по случаю премьеры первой в стане рок-опреы "Юнона и Авось" Алексея Рыбникова, популярного композитора, известного своей музыкой к кинофильмам. В дополнение к гитарам, скрипкам, виолончелям, барабану и хору из 16 человек Рыбникову потребовались электронные инструменты, в том числе многотональный синтезатор и "Роланд-парафоник", редко использовавшийся до сих пор в СССР. Опера явилась дерзновенной смесью ритмов хард-рока, сверкающих народных мелодий и традиционных песнопений русской православной церкви.
  Уже первый акт ясно показал, что этот спектакль станет величайшим переломным моментом в театральной жизни Москвы последних лет, захватывающим открытием, которое войдёт в текущий репертуар театра им.Ленинского комсомола. Театр на 810 мест был в этот вечер переполнен до отказа. Привилегированная публика, получившая бесплатные пригласительные билеты, восторженно приветствовала стоя продолжительными аплодисментами Рыбникова и Вознесенского, отдавая им дань уважения.

Time Magazine (July 20, 1981)

  "Все билеты проданы. Около касс толпятся длинные очереди, а в магазинах невозможно достаь двойной альбом, записанный "Мелодией". "Юнона и Авось", написанная потрясающим авангардным советским композитором Алексеем Рыбниковым по поэме знаменитого русского поэта Андрея Вознесенского и поставленная главным режисёром театра им.Ленинского комсомола Марком Захаровым, вобрала в себя наиболее тонкие "вибрируещие" таланты, которые есть сейчас в России".

Sunday Times Magazine (November 27, 1983)

"Эта история ожила на московской сцене под звуки блистательной музыки популярного композитора Алексея Рыбникова, с хореографией Владимира Васильева из Большого театра, в постановке Марка Захарова и, конечно же, на основе либретто Вознесенского".

International Herald Tribune (March 11, 1983)

"Музыка Алексея Рыбникова электична и волующа, она представляет собой огромную палитру, включающую всё многообразие - от мелодий тяжёлого металлического рока до завораживающих напевов и пленительных романсов, а часто и русской православной музыки".

Newsweek (November28, 1983)


к менюМарк Захаров

Марк ЗахаровМарк Анатольевич Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве. В 1955 году он окончил актерский факультет Государственного института театрального искусства, затем работал актером в Пермском областном драматическом театре, в Московском театре имени Н.Гоголя, был актером и режиссером Московского театра миниатюр (1960-1964), студенческого театра МГУ (1964-1965), режиссером Московского театра сатиры (1965-1973). С 1973 года Марк Захаров стал главным режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола (ныне носит название театр «Ленком»). Среди самых известных театральных постановок режиссера - «Доходное место» А.Н.Островского (1967), «Три девушки в голубом» Л.С.Петрушевской (1985), «Диктатура совести» М.Ф.Шатрова (1986), «Поминальная молитва» Г.И.Горина (по Шолом-Алейхему, 1989). ). Огромный успех выпал на долю поставленного Марком Захаровым в 1980 году спектакля «Юнона» и «Авось», с Николаем Карачецовым в главной роли графа Резанова, который до сих пор идет на сцене театра. Марк Захаров в качестве режиссера снял такие любимые зрителями фильмы, как «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Убить дракона». На телевидении он экранизировал роман «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова, и главные роли в этой версии сыграли Андрей Миронов и Анатолий Папанов. Кроме того, Марк Захаров выступал в качестве автора и соавтора сценариев таких известных лент, как «Звезда пленительного счастья», «Земля Санникова»; весом его вклад и в создание легендарного фильма `Белое солнце пустыни` - именно ему принадлежит авторство знаменитых писем красноармейца Сухова.

Яндекс цитирования

Пишите
"Juno&Avos" Copyright© Melodiya - The Russian label
All Rights reserved.
Hosted by uCoz